В начало » О здоровье

Привычки учебного труда и личной гигиены

13 апреля 2009 Комментариев нет

Привычки учебного труда и личной гигиеныЕсли у учащегося правильно сформированы необходимые при­вычки учебного труда и личной гигиены, если он име­ет четкий и правильный распорядок дня, учение его и повседнев­ная жизнедеятельность в полной мере содействуют умственному и физическому развитию, сохранению и укреплению телесного и психического здоровья.Проснувшись утром, учащийся должен встать, убрать свою постель, зайти в туалет, умыться и почистить зубы, сделать за­рядку, позавтракать, одеться и вовремя выйти из дому. Это ясно. Когда следует вставать? Это зависит от того, как быстро и чет­ко он способен исполнить перечисленное выше: главное, утром де­лать все без спешки, в размеренном спокойном темпе. От этого и зависит, встать ему за час-полтора до начала занятий или за 30-40 мин. Спешка вредна тем, что ведет к привычке делать все кое-как: сначала на качественное выполнение обязанностей объективно не хватает времени и приходится обходиться их вы­полнением «в основном», а потом уже это входит в привычку, и даже при наличии достаточного времени он делает все «в основ­ном», некачественно или так, как будто ему очень некогда. Спеш­ка, особенно утром, вредна и еще по одной причине: переход от сна к бодрствованию и активной учебной работе должен происхо­дить постепенно, и для этого перехода совсем недостаточно по­чувствовать, что в сон уже не клонит, нужна настройка на актив­ную деятельность различных органов и систем организма, пере­ключение их с режима отдыха на рабочий режим. Этот переход должен быть постепенным и спокойным, иначе он будет некачест­венным, и работоспособность будет недостаточной. Не случайно она наиболее высокая на втором-третьем уроке, а не на первом. Для того чтобы прийти в школу спокойным и активным, уча­щийся должен еще с вечера приготовить портфель с необходимы­ми учебными принадлежностями, заранее сложить одежду, чтобы все это утром не искать впопыхах. Здесь хорошо видна польза, можно даже сказать «выгода» полезных привычек: на то, чтобы, придя из школы, снять свою одежду и аккуратно повесить ее в определенное место, нужно всего 2-3 мин да еще 1-2 мин для того, чтобы после окончания приготовления уроков подготовить портфель. Если же своевременно этого не делать да еще бро­сать вещи как попало, то утром придется потратить на сборы дополнительно к объективно необходимому времени еще минут десять, да к тому же в обстановке недостатка времени. Это ведет к ненужному напряжению центральной нервной системы, отри­цательным эмоциям, препятствует качественной настройке на учебную деятельность, снижает ее результаты. Таким образом, вредными являются не только привычки, которые приносят непо­средственный вред (например, привычка громко разговаривать, не обращая внимания на окружающих, привычка перебивать го­ворящего, не дослушав его, более простые вредные привычки — хлопать дверью и т. д.), но и привычное отсутствие тех или иных действий в ситуации, где они необходимы и полезны.
Профилактика вредных привычек. В этой главе мы уже говорили о полезных и вредных привыч­ках в связи с соблюдением режима дня и гигиены сна. Здесь речь пойдет об особой группе вредных привычек -о пагубных пристрастиях, подрывающих сначала психическое, а затем и фи­зическое здоровье человека. Это — употребление алкоголя и дру­гих наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. «наркотикос» — при­водящий в оцепенение, одурманивающий) — вещества, вызываю­щие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение цент­ральной нервной системы.

Помимо этилового алкоголя и никоти­на, к ним относятся вещества, содержащиеся а опийном маке, ин­дийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, вы­раженными в различной степени, обладают также эфир, хлоро­форм, органические растворители, используемые в химчистке. Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние пси­хики — эйфория, для которого характерны приподнятое настрое­ние, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, а также жизнерадостность, прилив ложной уверенности в себе, осно­ванной на переоценке своих сил и возможностей; может наблю­даться также приятная расслабленность, умиротворенность, сон­ливость. Так или иначе, субъективно это состояние приятно. Опас­ность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем, не считаясь ни с чем, это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее ве­щества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется нарко­манией. Таким образом, алкоголизм — это разновидность нарко­мании.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.