Привычки учебного труда и личной гигиены
Если у учащегося правильно сформированы необходимые привычки учебного труда и личной гигиены, если он имеет четкий и правильный распорядок дня, учение его и повседневная жизнедеятельность в полной мере содействуют умственному и физическому развитию, сохранению и укреплению телесного и психического здоровья.Проснувшись утром, учащийся должен встать, убрать свою постель, зайти в туалет, умыться и почистить зубы, сделать зарядку, позавтракать, одеться и вовремя выйти из дому. Это ясно. Когда следует вставать? Это зависит от того, как быстро и четко он способен исполнить перечисленное выше: главное, утром делать все без спешки, в размеренном спокойном темпе. От этого и зависит, встать ему за час-полтора до начала занятий или за 30-40 мин. Спешка вредна тем, что ведет к привычке делать все кое-как: сначала на качественное выполнение обязанностей объективно не хватает времени и приходится обходиться их выполнением «в основном», а потом уже это входит в привычку, и даже при наличии достаточного времени он делает все «в основном», некачественно или так, как будто ему очень некогда. Спешка, особенно утром, вредна и еще по одной причине: переход от сна к бодрствованию и активной учебной работе должен происходить постепенно, и для этого перехода совсем недостаточно почувствовать, что в сон уже не клонит, нужна настройка на активную деятельность различных органов и систем организма, переключение их с режима отдыха на рабочий режим. Этот переход должен быть постепенным и спокойным, иначе он будет некачественным, и работоспособность будет недостаточной. Не случайно она наиболее высокая на втором-третьем уроке, а не на первом. Для того чтобы прийти в школу спокойным и активным, учащийся должен еще с вечера приготовить портфель с необходимыми учебными принадлежностями, заранее сложить одежду, чтобы все это утром не искать впопыхах. Здесь хорошо видна польза, можно даже сказать «выгода» полезных привычек: на то, чтобы, придя из школы, снять свою одежду и аккуратно повесить ее в определенное место, нужно всего 2-3 мин да еще 1-2 мин для того, чтобы после окончания приготовления уроков подготовить портфель. Если же своевременно этого не делать да еще бросать вещи как попало, то утром придется потратить на сборы дополнительно к объективно необходимому времени еще минут десять, да к тому же в обстановке недостатка времени. Это ведет к ненужному напряжению центральной нервной системы, отрицательным эмоциям, препятствует качественной настройке на учебную деятельность, снижает ее результаты. Таким образом, вредными являются не только привычки, которые приносят непосредственный вред (например, привычка громко разговаривать, не обращая внимания на окружающих, привычка перебивать говорящего, не дослушав его, более простые вредные привычки — хлопать дверью и т. д.), но и привычное отсутствие тех или иных действий в ситуации, где они необходимы и полезны.
Профилактика вредных привычек. В этой главе мы уже говорили о полезных и вредных привычках в связи с соблюдением режима дня и гигиены сна. Здесь речь пойдет об особой группе вредных привычек -о пагубных пристрастиях, подрывающих сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это — употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. «наркотикос» — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы.
Помимо этилового алкоголя и никотина, к ним относятся вещества, содержащиеся а опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают также эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке. Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики — эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, а также жизнерадостность, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также приятная расслабленность, умиротворенность, сонливость. Так или иначе, субъективно это состояние приятно. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем, не считаясь ни с чем, это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм — это разновидность наркомании.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.