Жизненный опыт
При обсуждении (в ходе уроков по общеобразовательным предметам, на специальном занятии, на классном часе, в беседе на перемене и т. д.) примеров по каждому направлению осуждения употребления алкоголя учителю необходимо вести дело так, чтобы факт, событие, случай затрагивали учащихся личностно, чтобы они оказались в той или иной связи с их собственным жизненным опытом, повседневной жизнью, с системой их ценностей. Например, при обсуждении аварии, вызванной пьяным водителем и приведшей к человеческим жертвам, целесообразно ставить предложения типа: представьте себе, что по вине этого водителя погиб ваш брат или мать, как вы отнесетесь к этому происшествию? Или: если бы от пожара, произошедшего по вине пьяного соседа, сгорел дом твоих знакомых в деревне, куда ты ездишь на лето, как ты оценишь его поступок? Формально каждый человек, и учащиеся в том случае, осудят поведение пьяницы независимо от таких вопросов, но необходимо добиваться их эмоционального отклика, переживания ими данного факта, а это возможно лишь в том случае, если этот факт значим для учащихся.Представленные выше направления осуждения употребления алкоголя достаточно полно раскрывают его безнравственность и необходимость трезвого образа жизни — сами тяжкие последствия поведения пьяниц говорят за себя. Но у учащихся может возникнуть вопрос: а умеренное, «культурное» употребление спиртного, употребление его в «разумных» пределах допустимо ли оно и можно ли его считать безнравственным? Учитель должен быть хорошо подготовлен к ответу на подобные запросы. Следует разъяснять учащимся, что пьянство и алкоголизм с их тяжелыми последствиями начинаются с первой рюмки, и, как правило, сначала употребление алкоголя эпизодическое, от случая к случаю, в сравнительно небольших дозах. Но такова природа пьянства и алкоголизма, что стремление человека пить больше и пить чаще неуклонно возрастает, причем незаметно для него самого; он становится рабом алкоголя, сначала совершенно не подозревая об этом. А потом оказывается поздно: развилась алкогольная наркомания со всеми ее тяжелыми последствиями. Поговорка «путь в тысячу миль начинается с первого шага» справедлива и Для подобного случая. Кроме того, как уже говорилось, употребление алкоголя постепенно и незаметно ведет к разрушению всей системы ценностей человека, нравственных ориентиров его поведения, и его психосоциальная деградация столь же неотвратима, как и тяжелые последствия его неосторожных, необдуманных или безнравственных действий.
В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии. Наряду с изменениями активности в периоде бодрствования (переход от покоя к повышенной активности и затем вновь к покою) ярким проявлением этого является чередование бодрствования и сна. Сон обеспечивает восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения. Не случайно сокращение продолжительности сна ведет к нарушениям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, снижению скорости выработки условных рефлексов, нарушению взаимодействия первой и второй сигнальных систем, что ведет к снижению умственной и физической работоспособности учащихся, ослаблению их реакции на словесные стимулы. При этом учащиеся становятся раздражительными, рассеянными, у них ухудшается память, снижаются результаты учебного труда. Недосыпание — одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.
Потребность в сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь — самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет необходимо слать 11-11,5 ч в сутки (1 ч -на послеобеденный отдых-сон), учащимся 10-12 лет — 9,5-10 ч, учащимся 13-14 лет -9-9,5 ч, учащимся 15-16 лет -8,5-9 ч. Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями или выздоравливающие после острых заболеваний, а также учащиеся с низким уровнем физического развития нуждаются в большей продолжительности сна в сравнении с указанными примерными нормативами. Им рекомендуется по возможности часовой дневной сон, желательно на свежем воздухе. Ложиться спать и вставать следует в одно и то же время суток, так как благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время, и засыпание, равно как и пробуждение, происходит быстрее и легче. Учащимся 6-9 лет рекомендуется спать с 20 ч 30 мин, учащимся 10-12 лет -с 21 ч, учащимся 13-15 лет -с 21 ч 30 мин, учащимся 16-17 лет -с 22 ч. Вставать учащимся необходимо в 7 ч — 7 ч 30 мин в зависимости от того, насколько быстро и четко они выполняют все необходимые утренние процедуры, а также от расстояния до школы. При этом свободные, не занятые делами промежутки времени утром тоже нежелатель-нь1: учащийся перед выходом в школу все время должен быть чем-то занят, цепь действий не должна прерываться, иначе ухудшается его настрой на предстоящую учебную деятельность, врабатывание будет происходить менее быстро и эффективно.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.