Избыточное засвечивание глаз
Важно, чтобы свет от искусственного источника падал только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае происходит избыточное их засвечивание, сопровождающееся быстро развивающимся утомлением. Абажур настольной лампы должен полностью закрывать нить накала лампы и быть с полупрозрачным колпаком, желательно зеленого или желто-зеле-1 кого цвета, наиболее полезных для глаз. Книгу во время чтения желательно держать в наклонном положении, для чего можно использовать специальную подставку или какой-либо предмет. Необходимо сочетание местного, более интенсивного, освещения рабочего места и общего — это необходимо для того, чтобы не возникало резких и утомительных для зрения контрастов освещенности предметов в комнате. Следует избегать избыточного освещения рабочего места (прямые солнечные лучи, слишком мощная лампа накаливания), так как это утомляет зрение и может вести к головной боли, резям в глазах. Источник света не должен быть расположен слишком близко к учащемуся. Тетрадь или книга должна находиться от глаз не ближе чем на расстоянии, равном I длине руки от локтя до кончиков пальцев (у взрослого — 30-35 см). Такое расстояние не требует напряжения зрения и дает возможность работать не наклоняясь. Поверхность рабочего стола не должна давать слепящих глаза бликов; наиболее гигиенична матовая бумага неяркого зеленого цвета (или зеленое сукно) ; поэтому не следует также покрывать рабочий стол стеклом или листом оргстекла (плексигласа).Книги и учебники должны соответствовать возрасту учащихся по размерам знаков: шрифт их должен быть простым, величина букв, цифр и расстояние между ними определяется путем специальных гигиенических исследований. Необходимо следить, чтобы учащиеся не читали текстов, набранных очень мелким шрифтом (петитом). Для облегчения работы, требующей рассматривания мелких деталей, им следует пользоваться увеличительной лупой. Для облегчения видения бумага для письма должна быть достаточно белой, но не слепящей, чернила — неразведенными, классная доска — чистой, черной или темно-коричневой и матовой, мел должен быть хорошего качества. Все это важно для сохранения зрения, предотвращения излишнего зрительного и общего утомления учащихся. Освещенность парт в классе различна, в зависимости от удаления от окон, которые обычно расположены с одной стороны. Для предотвращения нарушений зрения учащихся наиболее удаленного от окон ряда следует каждую четверть пересаживать с одного ряда на другой. Желательно чередование занятий, требующих большого напряжения зрения, с занятиями, при которых зрительная нагрузка меньше.
Основными видами учебной работы являются чтение и письмо. Именно чтение и письмо наиболее утомительны из всех учебных занятий. Однако обучение в школе начинается с обучения чтению и письму. Эти виды деятельности требуют большой статической нагрузки: при выполнении письменного задания около 80% отводимого на него времени учащиеся вынуждены сохранять относительную неподвижность, при других, в зависимости от их характера,- от 70 до 50%. В связи с этим длительность непрерывного письма должна быть ограничена и составлять: для учащихся 6-7 лет — 5-7 мин, 7-10 лет-10 мин, 11-12 лет- 15 мин, 13-15 лет — 20 мин, 16-18 лет—25-30 мин. Соответственно, продолжительность непрерывного чтения должна составлять для учащихся 6-7 лет — 5-10 мин, 8-10 лет-15-20 мин, 11- 15 лет-25-30 мин, 16-18 лет — 35-45 мин. В промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 мин. Во время приготовления домашних заданий не следует запрещать учащемуся периодически смотреть в окно: лучший отдых после напряженной зрительной работы — взгляд вдаль, так как при этом расслабляются мышцы глаз.
У учащихся нередко наблюдаются вредные привычки зрительной работы, способствующие ухудшению зрения. Во-первых, некоторые из них имеют манеру слишком приближать глаза к книге, тетради и особенно к рисунку. Это связано не с недостаточностью зрения, а является выражением связанных со старанием эмоций — обычно чем учащийся больше старается, тем больше он приближает глаза к объекту. Следует предостерегать детей от этой манеры, препятствовать ее закреплению. Во-вторых, учащиеся в период, когда они полностью освоились с чтением и поняли, в чем прелесть интересной книги, порою начинают читать запоем. При этом им очень трудно остановиться, прервать чтение на интересном месте, даже если уже поздно и давно пора ложиться спать. В ответ на запрет старших они могут просто перейти в другое помещение и продолжать чтение в совсем неподходящих по освещению условиях (запершись в ванной, в коридоре, в туалете, даже при свете, падающем в окно от уличного фонаря, луны и т. д.) — настолько хочется поскорее узнать, что же будет дальше. Нужно знать о такой возможности и строго требовать от учащегося соблюдения правил гигиены зрения. Важно отметить, что указанный период «запойного» чтения, связанный с достаточным овладением его техникой, нередко приходится именно на тот возраст, когда наиболее интенсивно происходит увеличение размеров глаза и в который любые нарушения требований гигиены зрения особенно неблагоприятно могут отразиться на его формировании.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.