В начало » О здоровье

Избыточное засвечивание глаз

17 апреля 2009 Комментариев нет

Важно, чтобы свет от искусственного источника падал только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае происходит избыточное их засвечивание, сопровождающе­еся быстро развивающимся утомлением. Абажур настольной лам­пы должен полностью закрывать нить накала лампы и быть с полупрозрачным колпаком, желательно зеленого или желто-зеле-1 кого цвета, наиболее полезных для глаз. Книгу во время чтения желательно держать в наклонном положении, для чего можно ис­пользовать специальную подставку или какой-либо предмет. Не­обходимо сочетание местного, более интенсивного, освещения рабочего места и общего — это необходимо для того, чтобы не воз­никало резких и утомительных для зрения контрастов освещенно­сти предметов в комнате. Следует избегать избыточного освеще­ния рабочего места (прямые солнечные лучи, слишком мощная лампа накаливания), так как это утомляет зрение и может вести к головной боли, резям в глазах. Источник света не должен быть расположен слишком близко к учащемуся. Тетрадь или книга должна находиться от глаз не ближе чем на расстоянии, равном I длине руки от локтя до кончиков пальцев (у взрослого — 30-35 см). Такое расстояние не требует напряжения зрения и дает возможность работать не наклоняясь. Поверхность рабочего стола не должна давать слепящих глаза бликов; наиболее гигие­нична матовая бумага неяркого зеленого цвета (или зеленое сук­но) ; поэтому не следует также покрывать рабочий стол стеклом или листом оргстекла (плексигласа).Книги и учебники должны соответствовать возрасту учащихся по размерам знаков: шрифт их должен быть простым, величина букв, цифр и расстояние между ними определяется путем специ­альных гигиенических исследований. Необходимо следить, чтобы учащиеся не читали текстов, набранных очень мелким шрифтом (петитом). Для облегчения работы, требующей рассматривания мелких деталей, им следует пользоваться увеличительной лупой. Для облегчения видения бумага для письма должна быть доста­точно белой, но не слепящей, чернила — неразведенными, класс­ная доска — чистой, черной или темно-коричневой и матовой, мел должен быть хорошего качества. Все это важно для сохранения зрения, предотвращения излишнего зрительного и общего утомле­ния учащихся. Освещенность парт в классе различна, в зависимости от уда­ления от окон, которые обычно расположены с одной стороны. Для предотвращения нарушений зрения учащихся наиболее уда­ленного от окон ряда следует каждую четверть пересаживать с одного ряда на другой. Желательно чередование занятий, тре­бующих большого напряжения зрения, с занятиями, при которых зрительная нагрузка меньше.
Основными видами учебной работы являются чтение и письмо. Именно чтение и письмо наиболее утомительны из всех учебных занятий. Однако обучение в школе начинается с обучения чтению и письму. Эти виды деятельности требуют большой статической нагрузки: при выполнении письменного задания около 80% отво­димого на него времени учащиеся вынуждены сохранять относи­тельную неподвижность, при других, в зависимости от их харак­тера,- от 70 до 50%. В связи с этим длительность непрерывного письма должна быть ограничена и составлять: для учащихся 6-7 лет — 5-7 мин, 7-10 лет-10 мин, 11-12 лет- 15 мин, 13-15 лет — 20 мин, 16-18 лет—25-30 мин. Соответственно, продолжительность непрерывного чтения должна составлять для учащихся 6-7 лет — 5-10 мин, 8-10 лет-15-20 мин, 11- 15 лет-25-30 мин, 16-18 лет — 35-45 мин. В промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 мин. Во время при­готовления домашних заданий не следует запрещать учащемуся периодически смотреть в окно: лучший отдых после напряженной зрительной работы — взгляд вдаль, так как при этом расслабля­ются мышцы глаз.

У учащихся нередко наблюдаются вредные привычки зритель­ной работы, способствующие ухудшению зрения. Во-первых, неко­торые из них имеют манеру слишком приближать глаза к книге, тетради и особенно к рисунку. Это связано не с недостаточностью зрения, а является выражением связанных со старанием эмоций — обычно чем учащийся больше старается, тем больше он прибли­жает глаза к объекту. Следует предостерегать детей от этой ма­неры, препятствовать ее закреплению. Во-вторых, учащиеся в период, когда они полностью освоились с чтением и поняли, в чем прелесть интересной книги, порою начинают читать запоем. При этом им очень трудно остановиться, прервать чтение на интересном месте, даже если уже поздно и давно пора ложиться спать. В ответ на запрет старших они могут просто перейти в другое помещение и продолжать чтение в совсем неподходящих по освещению условиях (запершись в ванной, в ко­ридоре, в туалете, даже при свете, падающем в окно от уличного фонаря, луны и т. д.) — настолько хочется поскорее узнать, что же будет дальше. Нужно знать о такой возможности и строго тре­бовать от учащегося соблюдения правил гигиены зрения. Важно отметить, что указанный период «запойного» чтения, связанный с достаточным овладением его техникой, нередко приходится имен­но на тот возраст, когда наиболее интенсивно происходит увели­чение размеров глаза и в который любые нарушения требований гигиены зрения особенно неблагоприятно могут отразиться на его формировании.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.