Нагрузка на мышцы
Учащиеся нередко имеют привычку читать лежа. Вред ее заключается в том, что в таком положении трудно держать книгу на нужном для глаз расстоянии и в удобном для глаз положении — при этом непроизвольно выбирается положение, удобное для всего тела, но не всегда подходящее для глаз. Учащиеся нередко читают в транспорте. Это вред но, так как сотрясение и качание книги увеличивает нагрузку на мышцы, поддерживающие правильное взаимное положение глаз при чтении и постоянное их расстояние до книги. Вредно также читать во время перемены: это препятствует полноценному отдыху глаз между уроками.
Хорошим приемом, важным для профилактики утомления глаз и развития близорукости, является наряду с периодическим свободным взглядом вдаль рассматривание очень удаленных предметов — во время прогулки, экскурсии. Рассматривание удаленных предметов можно превратить в интересное занятие, дав учащимся задание определить количество и характер сельскохозяйственных машин, работающих в поле, количество животных в пасущемся стаде, установить, из каких деревьев состоит находящийся вдали лес, и т. д. Для отдыха и развития зрения полезны игры типа городков, волейбола, метания в цель мяча, снежков. Непосредственно во время зрительной работы полезно, закрыв на несколько секунд глаза, подвигать ими в разных направлениях- вверх, вниз, в стороны.
Существенной нагрузкой на зрение являются телевизионные передачи. Несоблюдение правил гигиены здесь может вести не только к близорукости, но также и к нарушениям функций центральной нервной системы. Телевидение — удивительное изобретение нашего века, свидетельство творческих возможностей человека. Благодаря телевидению современные дети знают намного больше, чем знали их сверстники раньше. Но информация, поступающая через этот канал, не должна быть избыточной. Основные общие отрицательные моменты, связанные с просмотром телепередач, заключаются в следующем. Во-первых, нарушается соотношение между информацией, активно добываемой учащимся в процессе занятий, и поступающей к нему без каких-либо усилий с его стороны. Это препятствует формированию активного отношения к получению информации, порождает потребительскую установку, а не очень устойчивых психологически людей, как взрослых, так и детей и подростков, превращает как бы в рабов телевидения- они стремятся по мере возможности, не считаясь со временем, смотреть все передачи без исключения, не будучи в силах самостоятельно регламентировать этот процесс, отделять нужное от ненужного, интересное для них от неинтересного и т. д. Во-вторых, при чрезмерном увлечении телевизионными передачами нарушается естественное соотношение в использовании зрительного и слухового каналов получения информации, и при этом страдает развитие образного мышления, которое, напротив, стимулируется при прослушивании по радио различных спектаклей, постановок, музыки и т. д. В-третьих, телевидение попросту отвлекает учащихся от необходимых для их развития занятий (чтение, рисование, самоделки, прогулки на свежем воздухе и т. д.). Отсюда следует объективная необходимость строгой регламентации просмотра телевизионных передач. Смотреть телевизор учащимся следует не каждый день и лишь предназначенные для них передачи. Целесообразно это определить уже в начале недели, ознакомившись с программами телепередач. Особенно необходима регламентация просмотра телевизионных передач для учащихся начальных классов, у которых важно сформировать четкий режим дня, навыки учебной работы.
Расстояние до экрана должно быть в пределах 2,5-5 м, в зависимости от величины экрана и особенностей помещения (из расчета, чтобы расстояние от глаз до экрана превышало его размер по диагонали в 5-7 раз). Экран телевизора должен находиться на уровне глаз сидящего человека; смотреть его следует в прямом. положении, а не под углом. Не следует пытаться рассматривать элементы изображения, поскольку это утомляет зрение-следует настраиваться на общее восприятие «картинки». Изображение не должно быть излишне ярким.
Помещение, где ведется просмотр телевизионных передач, должно быть частично затемнено, так как большой контраст между изображением на экране и окружающим помещением ведет к утомлению глаз. Подсветка помещения должна иметь рассеянный характер. Следует избегать отсветов и бликов на экране от источника подсветки; для этого ее источник (торшер с лампой небольшой мощности, настольная лампа и т. д.) следует поставить сбоку от телевизора. Учащиеся, которые носят очки, должны пользоваться ими и при просмотре телевизионных передач.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.