Основа утомления
Основа утомления — торможение в клетках центральной нервной системы, направленное на предотвращение значительного истощения запасов энергии, что могло бы привести к повреждению работающего органа или системы органов, и одновременно- сигнал для работающего человека о необходимости отдыха. Субъективным проявлением утомления является усталость — специфическое ощущение, которое сопровождается безразличием к работе, а также и нежеланием продолжать ее (об этом говорилось выше).Будучи по своей природе естественным и необходимым физиологическим явлением, утомление вместе с тем может считаться нормальным лишь в том случае, если отдых, по продолжительности естественным образом «вписывающийся» в обычный распорядок дня, полностью снимает его. Если же интенсивность работы или объем ее были чрезмерными (а человек в силу определенных причин не мог прекратить работу) или если отдых после работы недостаточен для полного восстановления физиологических возможностей организма, утомление постепенно, в течение некоторого периода, или остро может перейти в особое патологическое состояние, получившее название переутомления. Это состояние организма, пограничное между здоровьем и болезнью. Оно выражается в целом ряде нарушений — в первую очередь в ухудшении психических функций (ослабление памяти, снижение внимания, затруднение мышления, рассеянность, повышенная раздражительность, безразличие к окружающему и т. д.), в нарушениях сна (он становится неглубоким и тревожным), в снижении аппетита, в общей вялости и слабости, в появлении головной боли и т. д. При этом наблюдается также и снижение устойчивости организма к различным заболеваниям, в первую очередь простудным, к неблагоприятным факторам внешней среды. Для предотвращения переутомления наряду с соблюдением требований, относящихся к организации самой работы (объем и сложность задания, темп и ритм выполнения, степень разнообразия конкретных действий и т. д.), важное значение имеет и обеспечение ее условий (четкий режим дня, полноценный сон, соответствующее затратам энергии питание, хорошая вентиляция помещения и т. д.).
Характерны признаки утомления, особенно у учащихся младших классов. С появлением утомления ребенок начинает отвлекаться от работы, не может на ней сосредоточиться; его внимание начинают привлекать посторонние предметы и даже незначительные события, происходящие в помещении класса или вне его, и он начинает смотреть в окно на улицу, и т. д. У некоторых учеников возникает двигательное беспокойство: ребенок ерзает за партой, потягивается, а то и вскакивает. У учащихся среднего и старшего школьного возраста двигательное беспокойство, как проявление начинающегося утомления, может отсутствовать благодаря лучшему самоконтролю. При сильном утомлении полностью владеть собой не могут и взрослые. Всем хорошо известна ситуация: аудитория слушает доклад. Сначала все сидят спокойно, в помещении тишина, и слышен лишь голос выступающего. В зависимости от степени привлекательности или важности доклада раньше или позднее в аудитории постепенно нарастает шум — слушатели начинают переговариваться между собой, раздается скрип стульев, слышно покашливание и т. д. Все это — признаки утомления.
На начальной фазе утомления ученик начинает спешить, почерк у него ухудшается, в работе появляется все большее количество ошибок, описок. В самом начале утомления замечание или строгий окрик учителя еще могут на время «успокоить» ученика, временно улучшить качество выполняемой им работы. Однако если вскоре не переключить его на иной вид деятельности (например, перейти от письма к чтению, от заучивания стихов к рисованию) или не сделать физкультурной паузы (физкультминутка), то у него наступает вторая фаза утомления: дальнейшее нарастание возбуждения или же, напротив, развитие торможения с вялостью, сонливостью, безразличием к окружающему, вплоть до полного прекращения способности к работе. Учащиеся класса в той или иной степени различаются по типам высшей нервной деятельности. В связи с этим устойчивость их к утомлению и характер наблюдающихся в ходе его развития явлений различны. У учащихся с преобладанием в центральной нервной системе процессов торможения над процессами возбуждения утомление с самого начала может выражаться признаками торможения, не сопровождаясь проявлениями возбуждения. Напротив, у учащихся с преобладанием в центральной нервной системе процессов возбуждения как первая, так и вторая фаза утомления проявляются возбуждением, во второй фазе чрезмерным. Учитель обязательно должен дать учащимся отдых или переключить их на иной вид учебной деятельности, если значительная часть учащихся класса начинает отвлекаться от дела, переговариваться и т.д. Центральная нервная система человека и его организм в целом обладают большими возможностями для производительной работы. При этом ни один из видов деятельности, работы не ведет к полной нагрузке всех без исключения органов и систем.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.