В начало » О здоровье

Виды деятельности человека

10 апреля 2009 Комментариев нет

При любой работе одни органы и системы активно включаются в деятельность, другие находятся в состоянии покоя. В целом деятельность человека можно разделить, как известно, на два основных вида: преимущественно умственную и преимущест­венно физическую. И поэтому наиболее естественным переключе­нием с одного вида деятельности на другой является переход от умственной деятельности к физической и наоборот. А в пределах каждого из этих видов деятельности — переход от работы, тре­бующей напряжения одних отделов центральной нервной системы (например, письмо) к напряжению других (чтение, заучивание наизусть), или напряжения одних групп мышц к напряжению других. При этом во время активной работы одних частей орга­низма другие будут находиться в состоянии отдыха. Такое пере­ключение обеспечивает более эффективное, чем при полном покое, восстановление нормальной деятельности утомленного ор­гана или системы органов, ведет к повышению их работоспо­собности.Отдых, при котором работа сменяется не полным покоем, а переменой характера деятельности, называется активным. Это наилучший вид отдыха, так как при этом, во-первых, поочередно активизируется течение физиологических процессов во всем ор­ганизме; во-вторых, отдых во временно находящихся в покое ча­стях организма при активно работающих других происходит более интенсивно и полноценно; в-третьих, достигается наилучшее раз­витие всего организма, всех его свойств и качеств, как физиче­ских, так психических. Следует учитывать, что и активный отдых должен иметь определенную продолжительность. В противном случае он сам станет источником утомления. Во время интенсив­ной работы может быть полезен и кратковременный полный от­дых. Но он не должен быть продолжительным, иначе организм перестраивается на режим покоя, и для продолжения прерванной работы вновь потребуется период врабатывания, в течение кото­рого,- как уже отмечалось, производительность работы ниже, чем в фазе устойчивого рабочего состояния. Учитель должен разъяс­нять учащимся, что отдых должен быть активным, что наилучший вид отдыха — не пассивное времяпрепровождение, а смена одного вида деятельности другим.
Полный покой должен быть во время сна. Вместе с тем совре­менными исследованиями установлено, что сон — не пассивное, полностью заторможенное состояние центральной нерв­ной системы, хотя во время сна органы чувств человека как бы отключены от окружающего, а, напротив, для некоторых ее отде­лов- весьма активный процесс. Во время сна периодически про­исходит учащение дыхания и усиление сердцебиения, так что сон не является полным покоем и для сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. Организация учебного труда, правила приготовления домашних заданий. Учебный труд организуется таким образом, чтобы учащиеся могли прочно овладеть основами знаний в установленном объеме без ущерба для их здоровья и чтобы обучение не препятствовало, а способствовало гармоничному развитию организма. Для этого важно, чтобы и занятия в школе, и приготовление домашних за­даний не сопровождались переутомлением, а это возможно при учете закономерностей работоспособности учащихся в течение учебных дня, недели, года при соблюдении требований гигиены учебного труда.

Для деятельности центральной нервной системы, а также и других органов и их систем характерен суточный ритм. При этом активность их деятельности, а соответственно и работоспособ­ность учащегося нарастают начиная с момента пробуждения и достигают максимума к 11-12 ч. Затем следует снижение ак­тивности физиологических систем и работоспособности. Второй подъем активности, менее значительный и длительный, отмечается в 16-18 ч. Затем активность физиологических систем и работо­способность учащегося вновь снижаются и становятся наименьши­ми к моменту засыпания. Поэтому работоспособность учащихся всех возрастов на первом уроке невелика: происходит врабатывание в учебный труд после периода ночного отдыха. Наивысших за учебный день показателей работоспособность достигает на втором и третьем уроках; на четвертом уроке она снижается и минимума достигает на пятом и особенно шестом уроке. Правда, в ряде случаев на пятом уроке имеет место некоторый подъем работоспособности в сравнении с четвертым: происходит подклю­чение дополнительных резервов. Если эти резервы исчерпаны, то на пятом уроке повышения работоспособности не происходит — это один из показателей возможного переутомления учащегося. В течение учебной недели также происходят закономерные из­менения активности физиологических систем организма и работо­способности учащегося. В понедельник его работоспособность относительно невелика: в это время происходит врабатывание пос­ле воскресного отдыха. Не случайно, видимо, бытует поговорка: «Понедельник — день тяжелый». Действительно, человеку не всег­да легко переключиться с режима отдыха на режим активного труда. Однако ко вторнику состояние врабатывания переходит в устойчивое рабочее состояние, и работоспособность за всю неде­лю наиболее высокой оказывается во вторник и среду. В четверг в связи с нарастающим утомлением работоспособность начинает снижаться и достигает минимума в пятницу и субботу. Правда, в ряде случаев в субботу может наблюдаться некоторое повышение работоспособности в сравнении с уровнем ее в пятницу, что объяс­няется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим воскрес­ным отдыхом, разного рода планами его проведения и т. д.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.