Изменения активности физиологических систем
Изменения активности физиологических систем и работоспособности учащихся наблюдаются и в течение учебного года. В начале первой четверти она невелика, несмотря на то что за летние каникулы дети хорошо отдохнули: происходит врабаты-вание. Наивысших за весь учебный год показателей работоспособность учащихся достигает в конце первой и начале второй четверти- это устойчивое рабочее состояние. В последующем в соответствии с чередованием периодов учебных занятий и каникул работоспособность то снижается, то возрастает. Однако утомление в течение года постепенно нарастает и, несмотря на каникулы, к концу учебного года работоспособность значительно снижается, большинство учащихся к маю явно утомляются, а у некоторых из них наблюдаются признаки переутомления.В начале урока происходит постепенное вхождение учащихся в рабочее состояние -на это уходит на’первом уроке примерно 10 мин, на последующих около 5 мин. Длительность устойчивого рабочего состояния зависит от возраста: у учащихся младших классов оно длится 15-20 мин, у учащихся среднего школьного возраста- 25-30 мин, у старшеклассников — 30-35 мин.
В соответствии с этими закономерностями и следует строить учебные занятия. Начальная часть урока- вводная. Учитель должен добиться здесь активизации учащихся, их сосредоточенности на учебном материале, концентрации их внимания на занятиях. Следующая часть урока — основная. Здесь происходит анализ наиболее сложного материала — будь то опрос или объяснение нового; последняя часть урока — заключительная, в это время закрепляется учебный материал, даются задания на дом и т. д. На уроке следует избегать монотонии тихая, ровная и длительная речь учителя способствует развитию у учащихся дремотного состояния, и учебный материал воспринимается ими с трудом. Для преодоления развития торможения в центральной нервной системе учащихся целесообразно в ходе урока чередовать виды деятельности: перемежать объяснение с записями в тетради, рассказ с показом наглядных пособий и технических средств обучения, решение задач — с устным счетом и т. д. Речь учителя по возможности должна быть эмоциональной.
В соответствии с теми же закономерностями динамики состояния физиологических систем организма и работоспособности учащихся на первый урок следует ставить в расписании предметы для них легкие или умеренной трудности. Наиболее трудно усваиваемые предметы следует ставить на второй и третий уроки, а более легкие — на последние. В этом случае учащиеся смогут успешнее справляться со всеми учебными заданиями. Целесообразно чередовать также предметы, требующие различного характера деятельности: математику и физику с биологией, литературой, историей, письмо с чтением и т. д. Исходя из этих же соображений, наиболее трудные для учащихся предметы следует ставить в расписание на вторник — среду, наиболее легкие -на пятницу -субботу. Контрольные работы, поскольку они требуют от учащихся значительного напряжения и должны выявить истинный уровень их знаний, следует проводить в середине недели, на втором-третьем уроках, но не в конце учебного дня или недели, когда учащиеся утомлены.
Важное значение для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся в течение всего учебного дня имеют правильно организованные перемены. Наиболее рациональны перемены продолжительностью 10-15 мин. Перемены длительностью 5 мин неэффективны в том отношении, что восстановление работоспособности происходит недостаточно полно, а достигнутое рабочее состояние оказывается непрочным, и на следующем уроке работоспособность вновь, причем быстро, снижается. При более длительной перемене (10-20 мин) работоспособность успевает восстановиться, упрочивается достигнутое рабочее состояние, и следующий урок проходит продуктивно. Более длительные перемены (25-30 мин) нежелательны по той причине, что после них, вследствие переключения организма на режим отдыха, потребуется длительный период врабатывания. Наиболее полному восстановлению сниженной работоспособности учащихся способствует повышенная их двигательная активность на переменах -этим достигается наиболее эффективное переключение на иной, в сравнении с деятельностью на уроках, вид деятельности. Активные движения — жизненная потребность развивающегося организма, и ограничение двигательной активности неблагоприятно отражается на состоянии не только двигательной системы, сердца, легких, но и центральной нервной системы, на умственном развитии. Запрещение учащимся бегать, играть, активно двигаться на перемене — грубая педагогическая ошибка. Разумеется, во всем необходима мера. Чрезмерная двигательная активность во время перемены может вести к перевозбуждению центральной нервной системы учащихся, и им трудно будет на следующем уроке сосредоточиться на учебном материале. Поэтому наилучшей тактикой учителя является предоставление учащимся возможности проводить перемену по собственному усмотрению в играх малой и средней подвижности, без излишней регламентации, но под его направляющим контролем, главным образом для предотвращения нежелательных форм поведения. Во время перемены следует запрещать учащимся (кроме дежурных) находиться в классе, читать, играть в шахматы и т. д. Во время перемены следует тщательно проветрить класс. По возможности перемены учащимся следует проводить на свежем воздухе, на пришкольном участке.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.