В начало » О здоровье

Изменения активности физиологических систем

10 апреля 2009 Комментариев нет

Изменения активности физиологических системИзменения активности физиологических систем и работоспособности учащихся наблюдаются и в течение учебного года. В начале первой четверти она невелика, несмотря на то что за летние каникулы дети хорошо отдохнули: происходит врабаты-вание. Наивысших за весь учебный год показателей работоспособ­ность учащихся достигает в конце первой и начале второй чет­верти- это устойчивое рабочее состояние. В последующем в со­ответствии с чередованием периодов учебных занятий и каникул работоспособность то снижается, то возрастает. Однако утомле­ние в течение года постепенно нарастает и, несмотря на каникулы, к концу учебного года работоспособность значительно снижается, большинство учащихся к маю явно утомляются, а у некоторых из них наблюдаются признаки переутомления.В начале урока происходит постепенное вхождение учащихся в рабочее состояние -на это уходит на’первом уроке примерно 10 мин, на последующих около 5 мин. Длительность устойчивого рабочего состояния зависит от возраста: у учащихся младших классов оно длится 15-20 мин, у учащихся среднего школьного возраста- 25-30 мин, у старшеклассников — 30-35 мин.
В соответствии с этими закономерностями и следует строить учебные занятия. Начальная часть урока- вводная. Учитель дол­жен добиться здесь активизации учащихся, их сосредоточенности на учебном материале, концентрации их внимания на занятиях. Следующая часть урока — основная. Здесь происходит анализ наи­более сложного материала — будь то опрос или объяснение нового; последняя часть урока — заключительная, в это время закрепля­ется учебный материал, даются задания на дом и т. д. На уроке следует избегать монотонии тихая, ровная и длительная речь учителя способствует развитию у учащихся дремот­ного состояния, и учебный материал воспринимается ими с трудом. Для преодоления развития торможения в центральной нервной системе учащихся целесообразно в ходе урока чередовать виды деятельности: перемежать объяснение с записями в тетради, рас­сказ с показом наглядных пособий и технических средств обуче­ния, решение задач — с устным счетом и т. д. Речь учителя по возможности должна быть эмоциональной.
В соответствии с теми же закономерностями динамики состоя­ния физиологических систем организма и работоспособности уча­щихся на первый урок следует ставить в расписании предметы для них легкие или умеренной трудности. Наиболее трудно усваивае­мые предметы следует ставить на второй и третий уроки, а более легкие — на последние. В этом случае учащиеся смогут успешнее справляться со всеми учебными заданиями. Целесообразно чере­довать также предметы, требующие различного характера дея­тельности: математику и физику с биологией, литературой, исто­рией, письмо с чтением и т. д. Исходя из этих же соображений, наиболее трудные для учащихся предметы следует ставить в рас­писание на вторник — среду, наиболее легкие -на пятницу -суб­боту. Контрольные работы, поскольку они требуют от учащихся значительного напряжения и должны выявить истинный уровень их знаний, следует проводить в середине недели, на втором-третьем уроках, но не в конце учебного дня или недели, когда уча­щиеся утомлены.

Важное значение для поддержания высокого уровня работо­способности учащихся в течение всего учебного дня имеют пра­вильно организованные перемены. Наиболее рациональны переме­ны продолжительностью 10-15 мин. Перемены длительностью 5 мин неэффективны в том отношении, что восстановление рабо­тоспособности происходит недостаточно полно, а достигнутое ра­бочее состояние оказывается непрочным, и на следующем уроке работоспособность вновь, причем быстро, снижается. При более длительной перемене (10-20 мин) работоспособность успевает восстановиться, упрочивается достигнутое рабочее состояние, и следующий урок проходит продуктивно. Более длительные пере­мены (25-30 мин) нежелательны по той причине, что после них, вследствие переключения организма на режим отдыха, потре­буется длительный период врабатывания. Наиболее полному восстановлению сниженной работоспособно­сти учащихся способствует повышенная их двигательная актив­ность на переменах -этим достигается наиболее эффективное переключение на иной, в сравнении с деятельностью на уроках, вид деятельности. Активные движения — жизненная потребность развивающегося организма, и ограничение двигательной актив­ности неблагоприятно отражается на состоянии не только двига­тельной системы, сердца, легких, но и центральной нервной систе­мы, на умственном развитии. Запрещение учащимся бегать, иг­рать, активно двигаться на перемене — грубая педагогическая ошибка. Разумеется, во всем необходима мера. Чрезмерная дви­гательная активность во время перемены может вести к перевоз­буждению центральной нервной системы учащихся, и им трудно будет на следующем уроке сосредоточиться на учебном материа­ле. Поэтому наилучшей тактикой учителя является предоставле­ние учащимся возможности проводить перемену по собственному усмотрению в играх малой и средней подвижности, без излишней регламентации, но под его направляющим контролем, главным образом для предотвращения нежелательных форм поведения. Во время перемены следует запрещать учащимся (кроме дежур­ных) находиться в классе, читать, играть в шахматы и т. д. Во время перемены следует тщательно проветрить класс. По воз­можности перемены учащимся следует проводить на свежем воз­духе, на пришкольном участке.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.