Период повышенной работоспособности
За учебный день период повышенной работоспособности наблюдается примерно с 16 до 18 ч. В это время и следует готовить домашние задания: со времени прихода из школы проходит достаточный срок, в течение которого учащийся имеет возможность пообедать и час-полтора побыть на свежем воздухе. Более длительное пребывание на улице в этот период и слишком продолжительные и эмоциональные игры снижают настроенность на приготовление уроков, вызывают нежелание приступать к ним. Вернувшись домой и отдохнув в течение 10-15 мин от прогулки, учащийся должен приступить к выполнению домашних заданий.Нередко бывает так, что учащийся старателен в учении, у него уходит много времени на выполнение домашних заданий, а успеваемость невысока. Причина может быть в неумении правильно организовать свою учебную деятельность, в несоблюдении требований гигиены учебного труда, что ведет к снижению его эффективности. Учебная деятельность в школе организована в соответствии с требованиями гигиены и происходит под контролем учителя. Дома же каждый работает самостоятельно, а условия для занятий у учащихся неодинаковые. Поэтому учителю и родителям необходимо контролировать процесс приготовления домашних заданий.
Первое условие успешности приготовления домашних заданий- строго определенное время занятий. Благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и быстрее устанавливается устойчивое рабочее состояние.
Второе условие — минимум отвлекающих от приготовления уроков факторов. Следует устранять из окружающей учащегося обстановки все, что могло бы его отвлечь от приготовления уроков (включенный радиоприемник, телевизор, какой-либо бытовой шум); не следует отвлекать учащегося от занятий разговорами с ним или в его присутствии, какими-либо мелкими поручениями. Уроки следует делать в отведенном для этого и правильно оборудованном месте. Край стула, на котором сидит учащийся, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, плечи находиться на одном уровне, спина быть прямой, голова должна быть лишь немного наклонена вперед. Наиболее частыми нарушениями правильной позы во время уроков являются: опускание головы и наклоны ее вбок, свисание локтя левой руки со стола, вследствие чего левое плечо опускается ниже правого, а позвоночник искривляется влево.
Третье условие — тщательное проветривание помещения, в результате чего усиливается обмен воздуха, содержащего повышенное количество углекислого газа, на более свежий воздух улицы. В теплое время года готовить уроки следует при открытых окнах и форточках. В случае проветривания помещения в зимнее время наиболее эффективным является широкое открывание окна или двери балкона на 1-2 мин — это способствует быстрому обмену воздуха и менее охлаждает помещение, чем проветривание в течение более длительного времени через чуть открытое окно или фрамугу.
Четвертое условие — хорошее освещение рабочего места и правильное положение учащегося во время занятий. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк было одинаковое расстояние до глаз. Свет обязательно должен падать с левой стороны, на столе не должно быть никаких блестящих предметов поверхность его должна быть матовой, иначе происходит утомление глаз, а вслед за этим и падение работоспособности. Абажур должен скрывать от глаз светящуюся нить накала, источник света должен освещать лишь рабочую поверхность. Наилучшим освещением является естественное или электрическое (лампочка около 60 Вт). Нельзя читать в полутьме, тем более мелкий шрифт Расстояние от книги до глаз при нормальном зрении должно быть 35-40 см. (Не рекомендуется читать лежа, а также читать в автобусе, троллейбусе, так как дрожание книги значительно увеличивает утомление глаз.) Для предупреждения близорукости важно также через каждые 20-30 мин чтения делать кратковременный перерыв для отдыха и при этом смотреть вдаль. Следует знать признаки утомления глаз и предотвращать их появление: ощущение тяжести в глазных яблоках, мелькание в поле зрения, а затем тяжесть в голове, головная боль.
При письме ручку следует брать за 4-5 см от кончика пера (шарика). Допустимая продолжительность непрерывного письма: в возрасте 7-10 лет — 10 мин, в 10-12 лет — 15 мин, в 12- 15 лет -20 мин, в 15-18 лет -25-30 мин. При чтении и заучивании наизусть поза может быть более свободной, чем при письме, но вредно сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.