В начало » О здоровье

Период повышенной работоспособности

10 апреля 2009 Комментариев нет

За учебный день период повы­шенной работоспособности наблюдается примерно с 16 до 18 ч. В это время и следует готовить домашние задания: со времени прихода из школы проходит достаточный срок, в течение которого учащийся имеет возможность пообедать и час-полтора побыть на свежем воздухе. Более длительное пребывание на улице в этот период и слишком продолжительные и эмоциональные игры сни­жают настроенность на приготовление уроков, вызывают нежела­ние приступать к ним. Вернувшись домой и отдохнув в течение 10-15 мин от прогулки, учащийся должен приступить к выпол­нению домашних заданий.Нередко бывает так, что учащийся старателен в учении, у него уходит много времени на выполнение домашних заданий, а успе­ваемость невысока. Причина может быть в неумении правильно организовать свою учебную деятельность, в несоблюдении требо­ваний гигиены учебного труда, что ведет к снижению его эффек­тивности. Учебная деятельность в школе организована в соответ­ствии с требованиями гигиены и происходит под контролем учи­теля. Дома же каждый работает самостоятельно, а условия для занятий у учащихся неодинаковые. Поэтому учителю и родителям необходимо контролировать процесс приготовления домашних за­даний.
Первое условие успешности приготовления домашних зада­ний- строго определенное время занятий. Благодаря этому вы­рабатывается условный рефлекс на время и быстрее устанавли­вается устойчивое рабочее состояние.
Второе условие — минимум отвлекающих от приготовления уроков факторов. Следует устранять из окружающей учащегося обстановки все, что могло бы его отвлечь от приготовления уро­ков (включенный радиоприемник, телевизор, какой-либо бытовой шум); не следует отвлекать учащегося от занятий разговорами с ним или в его присутствии, какими-либо мелкими поручениями. Уроки следует делать в отведенном для этого и правильно обо­рудованном месте. Край стула, на котором сидит учащийся, дол­жен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, плечи нахо­диться на одном уровне, спина быть прямой, голова должна быть лишь немного наклонена вперед. Наиболее частыми нарушениями правильной позы во время уроков являются: опускание головы и наклоны ее вбок, свисание локтя левой руки со стола, вследствие чего левое плечо опускается ниже правого, а позвоночник искрив­ляется влево.
Третье условие — тщательное проветривание помещения, в ре­зультате чего усиливается обмен воздуха, содержащего повышен­ное количество углекислого газа, на более свежий воздух улицы. В теплое время года готовить уроки следует при открытых окнах и форточках. В случае проветривания помещения в зимнее время наиболее эффективным является широкое открывание окна или двери балкона на 1-2 мин — это способствует быстрому обмену воздуха и менее охлаждает помещение, чем проветривание в те­чение более длительного времени через чуть открытое окно или фрамугу.

Четвертое условие — хорошее освещение рабочего места и пра­вильное положение учащегося во время занятий. Наклон книги должен быть таким, чтобы от верхних и нижних строк было оди­наковое расстояние до глаз. Свет обязательно должен падать с левой стороны, на столе не должно быть никаких блестящих пред­метов поверхность его должна быть матовой, иначе происходит утомление глаз, а вслед за этим и падение работоспособности. Абажур должен скрывать от глаз светящуюся нить накала, источ­ник света должен освещать лишь рабочую поверхность. Наилуч­шим освещением является естественное или электрическое (лам­почка около 60 Вт). Нельзя читать в полутьме, тем более мелкий шрифт Расстояние от книги до глаз при нормальном зрении должно быть 35-40 см. (Не рекомендуется читать лежа, а также читать в автобусе, троллейбусе, так как дрожание книги значи­тельно увеличивает утомление глаз.) Для предупреждения бли­зорукости важно также через каждые 20-30 мин чтения делать кратковременный перерыв для отдыха и при этом смотреть вдаль. Следует знать признаки утомления глаз и предотвращать их по­явление: ощущение тяжести в глазных яблоках, мелькание в поле зрения, а затем тяжесть в голове, головная боль.
При письме ручку следует брать за 4-5 см от кончика пера (шарика). Допустимая продолжительность непрерывного письма: в возрасте 7-10 лет — 10 мин, в 10-12 лет — 15 мин, в 12- 15 лет -20 мин, в 15-18 лет -25-30 мин. При чтении и за­учивании наизусть поза может быть более свободной, чем при письме, но вредно сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.