Правильно организованные перерывы
Правильно организованные и регулярные перерывы между выполнением отдельных заданий. Неподвижное или почти неподвижное положение за столом во время приготовления уроков ведет к ухудшению снабжения крови, а следовательно и головного мозга, кислородом, в котором он усиленно нуждается как раз в это время. Дело в том, что во время сидения за рабочим столом позвоночник согнут вперед и влево. При этом ограничивается подвижность ребер, объем вдыхаемого воздуха резко снижается, легкие, особенно левое, сдавливаются, создаются затруднения для работы сердца. К тому же длительная однообразная работа сама по себе постепенно вызывает торможение нервной системы, что проявляется сонливостью и ухудшением внимания. Длительное напряженное всматривание ведет к утомлению глаз, а это также снижает работоспособность. Поэтому во время приготовления уроков следует делать небольшие перерывы, необходимые для повышения работоспособности, во время которых следует выполнить несколько физических упражнений. Среди них особенно полезны ходьба, наклоны туловища, размахивание руками, их поднимание и опускание, разведение в стороны, повороты головы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими. Начинать перерыв между занятиями следует с нескольких глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких.Физические упражнения во время перерыва между занятиями играют роль переключения, причем они в большей мере способствуют восстановлению работоспособности, чем просто лежание на диване, так как поступающие в центральную нервную систему нервные импульсы от работающих мышц активно снижают утомление, в отличие от пассивного уменьшения его степени при неподвижном отдыхе. Кроме того, физические упражнения стимулируют деятельность сердца и легких, и снабжение мозга кислородом улучшается. Длительность таких перерывов-1-2 мин (по типу физкультминуток). После выполнения наиболее трудных заданий целесообразно сделать более длительный (до 10-15 мин) перерыв, по типу перемены, во время которого можно сделать несколько полезных и не требующих специального сосредоточения нетяжелых дел — подмести пол, постирать мелкие предметы (носки, носовые платки) и т. д. Это дает хороший отдых и отвлечение, не нарушая рабочего настроя на уроки. Напряженная учебная работа без перерывов на отдых не может быть продуктивной. Грубой ошибкой родителей является их требование к учащемуся не выходить из-за стола, пока он не сделает всех уроков. Напротив, необходимо приучить учащегося к разумному чередованию занятий и отдыха и настаивать на перерыве, если он, от желания сделать все как можно скорее, чтобы побыстрее отделаться, или от излишнего усердия занимается без перерыва.
Рекомендуемая на основании результатов физиолого-гигиенических исследований продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся I класса-1 ч, II класса — 1-1,5 ч, III-IV классов-1,5-2 ч, V-VII классов- 2-2,5 ч, VIII-X классов — 3 ч. Излишне продолжительные домашние занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как сокращают продолжительность их пребывания на свежем воздухе, длительность сна.
После окончания приготовления домашних заданий учащемуся необходимо отдохнуть. Но, как уже говорилось, отдых означает прежде всего переключение с одного вида деятельности на другой, а не пассивное времяпрепровождение. Кроме того, даже при большом желании смотреть телевизор после окончания приготовления уроков следует дать отдых зрению на 40-45 мин.
После выполнения домашних заданий учебные обязанности учащегося заканчиваются. В оставшееся время ему следует помочь родителям в домашних делах, в зависимости от времени окончания приготовления уроков — еще раз побыть на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе, согласно гигиеническим требованиям, в младшем школьном возрасте должна быть не меньше 3 ч, в среднем — 2,5 ч, в старшем — 2 ч. Большой ошибкой родителей является запрещение (с целью наказания) прогулок ребенка на свежем воздухе, даже если он действительно в чем-то провинился.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.