В начало » О здоровье

Правильно организованные перерывы

11 апреля 2009 Комментариев нет

Правильно организованные перерывыПравильно организованные и регулярные пе­рерывы между выполнением отдельных заданий. Неподвижное или почти неподвижное положение за столом во время приготов­ления уроков ведет к ухудшению снабжения крови, а следова­тельно и головного мозга, кислородом, в котором он усиленно нуждается как раз в это время. Дело в том, что во время сидения за рабочим столом позвоночник согнут вперед и влево. При этом ограничивается подвижность ребер, объем вдыхаемого воздуха резко снижается, легкие, особенно левое, сдавливаются, создаются затруднения для работы сердца. К тому же длительная однооб­разная работа сама по себе постепенно вызывает торможение нервной системы, что проявляется сонливостью и ухудшением вни­мания. Длительное напряженное всматривание ведет к утомлению глаз, а это также снижает работоспособность. Поэтому во время приготовления уроков следует делать небольшие перерывы, необ­ходимые для повышения работоспособности, во время которых следует выполнить несколько физических упражнений. Среди них особенно полезны ходьба, наклоны туловища, размахивание рука­ми, их поднимание и опускание, разведение в стороны, повороты головы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими. Начинать перерыв между занятиями следует с нескольких глубо­ких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких.Физические упражнения во время перерыва между занятиями играют роль переключения, причем они в большей мере способ­ствуют восстановлению работоспособности, чем просто лежание на диване, так как поступающие в центральную нервную систему нервные импульсы от работающих мышц активно снижают утом­ление, в отличие от пассивного уменьшения его степени при непо­движном отдыхе. Кроме того, физические упражнения стимулиру­ют деятельность сердца и легких, и снабжение мозга кислородом улучшается. Длительность таких перерывов-1-2 мин (по типу физкультминуток). После выполнения наиболее трудных заданий целесообразно сделать более длительный (до 10-15 мин) пере­рыв, по типу перемены, во время которого можно сделать не­сколько полезных и не требующих специального сосредоточения нетяжелых дел — подмести пол, постирать мелкие предметы (но­ски, носовые платки) и т. д. Это дает хороший отдых и отвлече­ние, не нарушая рабочего настроя на уроки. Напряженная учеб­ная работа без перерывов на отдых не может быть продуктивной. Грубой ошибкой родителей является их требование к учащемуся не выходить из-за стола, пока он не сделает всех уроков. Напро­тив, необходимо приучить учащегося к разумному чередованию занятий и отдыха и настаивать на перерыве, если он, от желания сделать все как можно скорее, чтобы побыстрее отделаться, или от излишнего усердия занимается без перерыва.
Рекомендуемая на основании результатов физиолого-гигиенических исследований продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся I класса-1 ч, II класса — 1-1,5 ч, III-IV классов-1,5-2 ч, V-VII классов- 2-2,5 ч, VIII-X классов — 3 ч. Излишне продолжительные домашние занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья уча­щихся, так как сокращают продолжительность их пребывания на свежем воздухе, длительность сна.
После окончания приготовления домашних заданий учащему­ся необходимо отдохнуть. Но, как уже говорилось, отдых озна­чает прежде всего переключение с одного вида деятельности на другой, а не пассивное времяпрепровождение. Кроме того, даже при большом желании смотреть телевизор после окончания приго­товления уроков следует дать отдых зрению на 40-45 мин.

После выполнения домашних заданий учебные обязанности учащегося заканчиваются. В оставшееся время ему следует помочь родителям в домашних делах, в зависимости от времени оконча­ния приготовления уроков — еще раз побыть на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе, согласно ги­гиеническим требованиям, в младшем школьном возрасте должна быть не меньше 3 ч, в среднем — 2,5 ч, в старшем — 2 ч. Большой ошибкой родителей является запрещение (с целью наказания) прогулок ребенка на свежем воздухе, даже если он действительно в чем-то провинился.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.