В начало » О здоровье

Повышение эффективности учебного труда

11 апреля 2009 Комментариев нет

Есть несколько способов повышения эффективности учебного труда. Начинать приготовление уроков следует с заданий средней трудности: необходимо постепенное вхождение в работу. Но самые трудные задания не следует оставлять под конец, так как нарастающее в ходе занятий утомление может препятствовать их успешному выполнению. Кроме того, мысль, что время идет, а наиболее трудное все еще впереди, может беспокоить учащегося. Но учащимся I-II классов следует начинать приготовление заданий с наиболее трудных с письменных, а затем переходить к устным. Дело в том, что учащиеся этого возраста очень быстро утомляются, у них скоро пропадает настрой на работу, интерес к ней. Поэтому им следует сначала делать наиболее трудное, а письменные задания -относительно новый и сложный для них вид деятельности, тогда как чтение и рисование — привычный, этим они в той или иной степени занимались и прежде.
Второй. При выполнении устных заданий целесообразно, про­читав текст, выделить в нем главные положения (обычно их не­много-всего 3-4) и твердо их заучить. После этого следует внимательно прочитать текст еще. раз: при этом без дополнитель­ного усилия второстепенные, но тоже необходимые сведения (уточ­няющие, поясняющие, раскрывающие главное) запоминаются лег­ко. Полезно главные положения запомнить в их последовательно­сти под номерами, благодаря этому ориентиром для памяти будет не только смысл положения, но и его номер в выделенной по­следовательности и запоминание будет более прочным, ничего не будет пропущено. При пользовании конспектом обязательно сле­дует выделять главное цветными карандашами — это существенно облегчает работу.
При заучивании текста не следует все время сидеть за столом: прочитав текст, следует повторять его, ходя по комнате, лишь для уточнения подходя к столу и заглядывая в учебник -так за­учивание происходит легче, поскольку размеренная ходьба стиму­лирует процесс мышления. Ходьба помогает лучше сосредоточить­ся и делает более легким нахождение решения задачи, если, ко­нечно, для этого нет необходимости постоянно держать перед со­бой учебник с ее условиями и можно отвлечься от текста.
Третий. При заучивании наизусть желательно в основном все необходимое выучить с вечера, а утром обязательно повторить. Дело в том, что вечером запоминание происходит труднее, но оно более прочное. Утром же все запоминается легче, но не столь прочно, как с вечера. Поэтому наилучшие результаты дает соче­тание вечернего заучивания и утреннего повторения.
Четвертый. Задание, требующее творчества, невозможно ка­чественно выполнить с первого раза, так как врабатывание здесь происходит дольше, чем при обычной работе. Поэтому приступив к его выполнению (например, написанию сочинения), сначала сле­дует четко определить общее направление работы и набросать короткий предварительный план. Если вернуться к нему через некоторое время, легко убедиться, что по проторенному пути ра­бота пойдет намного успешнее: появляются неожиданно интерес­ные мысли, слова легче складываются в предложения. Основной объем задания можно будет выполнить со второго-третьего раза, а вернувшись к нему еще через некоторое время, можно оконча­тельно все подправить и написать набело.
Пятый. Во время занятий важно четко видеть главную в дан­ный момент задачу и не отвлекаться на посторонние предметы. Если неожиданно появилось что-то, действительно заслуживаю­щее внимания, нужно сделать в занятии специальный небольшой перерыв, после которого следует полностью погрузиться в преж­нюю работу. Частое переключение с одного предмета на другой ведет к быстрому утомлению.

Интенсивность умственной деятельности значительно возраста­ет в период подготовки к экзаменам. В это время необходимо осо­бенно четко соблюдать требования гигиены умственного труда: режим дня с привычным чередованием времени пробуждения и отхода ко сну, приема пищи, делать перерывы между занятия­ми. После сдачи экзамена не следует в тот же день приниматься за подготовку к следующему. Нужно хорошо отдохнуть, отвлечь­ся.. В день, предшествующий началу подготовки к следующему экзамену, следует достать все необходимое: убрать материалы по сданному предмету, положить на видное место учебники, конспек­ты, экзаменационные вопросы по следующему. Целесообразно бегло ознакомиться с общим объемом предстоящей работы, про­смотреть вопросы, полистать учебники, не стремясь что-либо спе­циально запоминать, но стараясь все же вникнуть в специфику предмета. Такая тактика существенно ускоряет врабатывание в предмет при начале подготовки к экзаменам на следующий день — она пойдет заметно продуктивнее. Однако в первый день подготовки не следует ставить перед собой максимальных задач — достаточно определить себе задание в объеме примерно полови­ны- двух третей того, что нужно было бы сделать при равномер­ном распределении материала по дням подготовки. Зато на второй и третий день подготовки следует наметить задание выше средне­го. Опыт показывает, что наиболее продуктивно подготовка к эк­замену происходит в течение 3-4 дней, более длительные ее сро­ки не всегда рациональны. Подготовку следует спланировать так, чтобы вечер, предшествующий дню сдачи экзамена, оказался свободным. Его целесообразно использовать для какого-либо отвлекающего занятия — более длительной прогулки, посещения театра и т. д. Перед экзаменом обязательно следует хорошо выспаться.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.