Рекомендации по работе с электронно-вычислительной техникой
Гигиенические рекомендации по работе с электронно-вычислительной техникой. В постановлении ЦК и Совета Министров РОССИИ (апрель 1984 г.) «О дальнейшем совершенствовании общего и среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» указывается на необходимость организовать в старших классах общеобразовательных школ, профессионально технических училищах, средних специальных учебных заведениях изучение основ электронно-вычислительной техники (ЭВТ), с тем чтобы привить учащимся навыки пользования компьютерами и вооружить их знаниями о возможностях применения этой техники в народном хозяйстве. В соответствии с этим постановлением и документами школьной реформы в нашей стране началось введение электронно-вычислительной техники в средние учебные заведения. Компьютеризация школы выдвигает, помимо социально-экономических и педагогических проблем, ряд физиолого-гигиенических вопросов, касающихся прежде всего состояния здоровья школьников! Дело в том, что работа с компьютером, по литературным данным, вызывает у операторов неблагоприятные изменения в их самочувствии: каждый второй взрослый человек, регулярно работающий с компьютером, жалуется на утомление глаз, сопровождающееся головными болями. Нередко отмечается также ослабление внимания, снижение удовлетворенности трудом и др. С целью предотвращения ошибок, возможных при организации компьютерного обучения, облегчения адаптации школьников к работе на компьютерах и максимально возможного предупреждения вредного влияния их на развивающийся организм необходимо соблюдать требования гигиены к рабочему месту, к видеотерминалам, к условиям труда.
Неправильная поза при работе школьников с ЭВТ вызывает напряжение мышц шеи и спины, что приводит к сдавлению межпозвоночных дисков, сужению межреберных промежутков, изменению положения диафрагмы, а это неблагоприятно сказывается на процессе дыхания (уменьшается амплитуда дыхательных движений), кровообращения (изменяется частота сердечных сокращений, могут возникать застойные явления крови в конечностях, малом тазу и др.) и осуществлении зрительной функции. Подбор мебели должен проводиться в соответствии с ростом учащихся. Правильной рабочей позой считается прямое или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном голо: вы, при сохранении устойчивого равновесия и равномерном распределении нагрузки на правую и левую части тела. Для обеспечения устойчивой посадки ученик должен глубоко сидеть на скамье с опорой на 2/з-% длины бедра. Между туловищем и краем стола должно сохраняться свободное пространство не менее 5 см. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни ног опираются на пол или специальные подставки для ног, предплечья свободно лежат на столе. Лучше для этих целей пользоваться стульями с меняющейся высотой сиденья. Недопустимо использование для работы с видеотерминалами письменных столов с ящиками, а также столов и стульев, не соответствующих ростовым данным учащихся. Площадь рабочей поверхности стола должна соответствовать типу компьютера и быть достаточной для расположения на нем вспомогательных устройств (пульта с клавиатурой, дисковода, микропроцессорного устройства и др.), а также иметь необходимое пространство для выполнения рабочих операций и размещения вспомогательных средств трудовой деятельности.
При нерегулируемой высоте рабочей поверхности стола и стула должны применяться регулируемые по высоте подставки для ног, минимальные размеры которых должны составлять по длине 40 см, по ширине — 30 см. Высота верхнего края компьютера над рабочим столом должна составлять около 35 см, причем верхний край экрана должен иметь наклон примерно 5° ниже уровня глаз. Это необходимо для того, чтобы учащийся мог легко осуществлять зрительный контакт с лицами, находящимися в одном с ним помещении. Угол наклона клавиатуры к работающему должен составлять 5-15°.
Недопустимо проводить работу у одного видеотерминала С; большим числом учащихся, в положении стоя, без соблюдения требуемого расстояния от глаз человека до экрана (не менее 50 см). Работа на ЭВТ должна быть преимущественно индивидуальной, за исключением тех случаев, где групповая деятельность мотивирована педагогически. Гигиенически оправданы следующие варианты расстановки компьютеров: 1) в два ряда в центре классной комнаты по длине класса с экранами, ориентированными в противоположные стороны; 2) по длине класса непосредственно у стен и окон классного помещения с ориентацией экранов по центральной оси класса. В этом случае мебель (столы и стулья) для иных учебных целей можно размещать по середине классной комнаты. При работе с ЭВТ двумя руками оборудование и средства трудовой деятельности следует размещать с таким расчетом, чтобы не было перекрещивания рук.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.