В начало » О здоровье

Гигиенические нормы освещенности

12 апреля 2009 Комментариев нет

Гигиенические нормы освещенностиОбщая освещенность рабочих поверхностей при работе уча­щихся с ЭВТ должна составлять не менее 300-500 лк. При сни­жении гигиенических норм освещенности (до 240 лк) отмечается существенное ухудшение работоспособности. В помещениях с ЭВТ необходимо добиваться равномерного распределения светового потока, предотвращения проникновения прямых солнечных лучей, предупреждения чрезмерной контрастности и отражения света на экране видеотерминала с помощью подъемно-поворотных жалюзи, расположенных между оконными рамами, и штор из поплина, репса, штапельного волокна и других тканей, обладающих светорассеивающими свойствами и не изменяющих уровень освещен­ности. С целью устранения бликов, отражения на экранах от све­тильников общего назначения следует применять защитные ко­зырьки или располагать экраны таким образом (при шарнирном соединении видеотерминала с электронным блоком имеется воз­можность изменять угол наклона видеотерминала), чтобы свет был мягким и падал перпендикулярно к экрану.Не следует закрывать окна помещения с ЭВТ черными штора-: ми и пользоваться только искусственным освещением. Неблаго­приятные условия естественного и искусственного освещения за­трудняют работу с видеотерминалами и способствуют развитию отклонений в функции зрения. При работе с компьютерами необходимо своевременно (до раз­вития глубокого. утомления) предоставлять учащимся перерывы для отдыха по 10 мин. Общая продолжительность отдыха должна составлять не менее 10-15% от длительности учебной работы на компьютере. В режиме дня необходимо предусмотреть специ­альную производственную гимнастику и гимнастику для глаз или офтальмотренаж, сочетающий одновременно двигательную актив­ность органа зрения, головы и туловища.
Гигиена физического труда учащихся; правила безопасности во время трудовой деятельности. Посильный для учащихся физический труд, помимо воспита­тельного, оказывает на них и оздоровительное влияние: улучша­ется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательная система, повышается мышечная выносливость, совершенствуется координация движений, возрас­тает интенсивность обмена веществ и т. д. Благоприятное влияние уроков труда определяется также переключением организма с од­ного вида деятельности, преимущественно умственной, происходя­щей в относительно малоподвижном состоянии, на другой — пре­имущественно физическую, при которой основную нагрузку испы­тывает опорно-двигательная система. Вместе с тем оздоровитель­ное влияние труда -возможно лишь при соответствии его как по характеру, так и по величине нагрузки возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при обязательном со­блюдении правил безопасности и требований гигиены к режиму и условиям труда.
Труд ведет к повышению работоспособности учащихся на сле­дующих уроках, если он проводится до наступления выраженного утомления, т. е. на четвертом часу занятий первой смены (у са­мых младших школьников — на третьем). Напротив, положитель­ный эффект уроков труда незначителен, если они проводятся в конце учебного дня. С учетом динамики работоспособности уча­щихся в течение недели уроки труда наиболее целесообразно про­водить в четверг. Уроки труда должны продолжаться столько же, сколько и уро­ки по всем другим предметам. Сдвоенные уроки труда нецелесо­образны, особенно для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Установлено, что на втором таком уроке значительно снижается их рабочая активность, учащаются нарушения правиль­ной позы, возрастает вероятность травм.

При организации и проведении уроков труда необходимо учи­тывать некоторые специфические особенности детей, подростков и юношей. К физическим их особенностям относятся: недостаточ­ная устойчивость опорно-двигательной системы к искривлениям, вызывающим нарушения осанки; низкая выносливость; недоста­точная надежность функционирования отдельных физиологиче­ских систем. При этом следует учитывать, что с подросткового возраста развитие силы начинает опережать развитие выносливо­сти, что создает у учащихся, особенно в конце подросткового и начале юношеского возраста преувеличенное представление о сво­их физических возможностях (так как о них они судят по силе, как более наглядному свойству, хотя выносливость — более важ­ный показатель, в какой-то мере позволяющий судить и о силе, но не наоборот). К психическим особенностям учащихся относится недостаточный в сравнении со взрослыми объем внимания, степени охвата ситуации в целом: обратив внимание на что-то одно, ребенок, подросток, юноша, увлекшись, может упустить из виду другое, будь то какой-либо элемент исходной ситуации или по­явившийся новый. Напротив, взрослый человек видит, как прави­ло, и ситуацию в целом, и относительное значение каждого ее элемента, включая появление или исчезновение отдельных из них. Другой важной психологической особенностью учащихся является неосторожность, излишний ситуационный оптимизм, определенное безрассудство. Им свойствен, особенно в конце подросткового воз-, раста, задор, стремление покрасоваться перед сверстниками, не подкрепленный точным знанием своих физиологических возмож­ностей дух соревнования.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...Loading...

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизованы для комментария.