Организации труда учащихся
При организации труда учащихся необходимо соблюдать ряд правил. Во-первых, при переноске тяжелых предметов нагрузка на плечевой пояс должна быть равномерной. Например, при переноске тяжестей следует пользоваться носилками, воду при поливке следует носить с равномерной нагрузкой на обе руки.
Во-вторых, необходимо чередование видов труда как по величине нагрузки, так и по характеру рабочей позы. Например, прополка овощей не требует больших затрат физической силы, но является трудной работой в связи с тем, что выполнять ее приходится в сильно согнутом вперед положении туловища, а это вызывает сдавление органов брюшной полости, затрудняет дыхание. По этой же причине не менее затруднительна и поза глубокого приседания.
В-третьих, величина нагрузки и продолжительность рабочего времени, размеры и масса используемых инструментов должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.
В-четвертых, отдых не только в перерывах умственной, но так же и физической работы должен быть активным. В первую очередь это перемена позы и включение в деятельность тех групп мышц, которые не были заняты работой или находились в состоянии длительного статического напряжения. Например, если в работе были заняты преимущественно мышцы-сгибатели, во время активного отдыха следует дать умеренную нагрузку мышцам-разгибателям (отведение назад локтей и плеч, разгибание туловища, легкий бег и т. д.). Главное здесь -снятие статического напряжения и коррекция односторонней нагрузки. На производстве активный отдых осуществляется главным образом в виде производственной гимнастики, а также вводной гимнастики до рабочего дня и физкультминуток по ходу работы. Это необходимо не только для поддержания работоспособности, сохранения здоровья, но и для предупреждения производственных травм.
В-пятых, одежда работающего должна соответствовать характеру труда и метеорологическим условиям. Она не должна стеснять движений, должна быть удобной и свободной и вместе с тем должна защищать тело от возможных травм, загрязнения и запыления, перегревания и излишней инсоляции (например, при работе летом на открытом воздухе в солнечную погоду необходимо иметь светлого тона головной убор и одежду). Соответствовать метеорологическим условиям должен и питьевой режим учащихся. Даже при сильной жажде нельзя пить сразу большое количество воды, так как это может вести к недомоганию, слабости. Питьевая вода должна быть доброкачественной и прохладной, по возможности слегка подсоленной (около 0,5%), что способствует сохранению водно-солевого равновесия организма при сильном потении, лучшему утолению жажды. Следует отметить два основных условия предупреждения производственных травм и несчастных случаев.
Первое: точное знание работающим характера деятельности и правильное владение техникой движения, а также знание свойств обрабатываемого материала. Следует иметь в виду, что техничная работа не только наиболее продуктивна, но и наиболее безопасна. Для приборов и инструментов — это прежде всего точное знание величины необходимого усилия, характера траектории движения инструмента, расположения и особенностей тех частей, которые способны причинить травму. При работе с химическими веществами следует помнить, что реакция между некоторыми из них происходит с выделением большого количества тепла.
Например, нельзя доливать воду в концентрированную серную кислоту: выделяющееся при этом тепло вызывает закипание воды и горячий пар с примесью кислоты, вырываясь вверх, может вызвать тяжелый ожог. Смесь перманганата калия с серной кислотой взрывоопасна. Учащиеся должны уметь правильно определять запах вещества: следует не опускать нос в колбу или пробирку с веществом, а, держа их одной рукой перед собой на некотором расстоянии от лица, движениями другой руки направлять к себе часть воздуха над ними.
Второе: необходима привычка доводить начатое движение до конца прежде, чем реагировать на отвлекающий фактор (неожиданное обращение, зов, возникший в помещении шум и т. д.). Многие производственные травмы происходят именно потому, что в момент движения инструмента кто-то может окликнуть работающего, его внимание рассеивается, завершение движения оказывается неверным и в результате — травма.
Учащимся следует разъяснять, что самые обычные, привычные для них и, казалось бы, совершенно невинные предметы при неправильном обращении с ними, при неосторожном поведении могут явиться источником травм.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.