Задача воспитания
Важная задача воспитания, во-первых, такая ориентация деятельности учащихся, чтобы присущая ребенку, подростку, молодежи активность направлялась на действия, результаты которых полезны для них самих и для окружающих, для общества в целом, т. е. не на пустое времяпрепровождение или формальное выполнение обязанностей, а на сосредоточенные занятия, ведущие к интеллектуальному, творческому росту, приносящие полезные плоды; во-вторых, такая организация этой правильно ориентированной деятельности, чтобы необходимые действия становились привычными, складывались в определенную систему.С точки зрения достигаемых результатов привычные действия (привычки) могут быть полезными и вредными. Например, выполнение гигиенических процедур полезно, так как приносит пользу здоровью. Важно, чтобы оно было регулярным, обязательным, происходило в определенное время, в определенной последовательности, т. е. было привычным. Напротив, если учащийся разбрасывает свои вещи, вместо того чтобы складывать их в определенном месте, и делает это постоянно, то это привычка вредная, так как ведет к неоправданной потере времени на их поиск в случае, когда в этих вещах возникает необходимость. Привычки бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время и не тратить его попусту, привычка четко соблюдать распорядок дня, привычка доводить начатое до конца и т. д. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем определенном месте, где его сразу же можно найти, привычка по возвращении из школы снимать и чистить школьную форму и обувь, привычка готовить к следующему учебному дню портфель с учебными принадлежностями сразу же после окончания приготовления домашних заданий и т. д. Есть несколько условий воспитания полезных привычек.
Во-первых, взрослые должны быть очень внимательны ко всем тем ситуациям, которые у ребенка бывают впервые. Например, это ситуация приготовления домашних заданий у первоклассника. Нужно очень тщательно следить, как вырабатывается определенный навык (поза за рабочим столом, положение на рабочем столе тетради или книги, положение в руке карандаша или ручки, последовательность начертания букв и т. д.). Важно не допускать неверного действия, сразу же поправлять ребенка, иначе пройдет совсем немного времени, а неправильный (а следовательно, нерациональный, вредный) навык закрепится, возникнет вредная привычка. Столь же важно проследить, чтобы все полезные, рациональные действия, Способы обращения с учебным материалом закрепились, стали устойчивыми. Только так можно научить ребенка учиться. Исследованиями психологов показано, что известная всем перегрузка учащихся старших классов во многом связана с тем, что они не научились в свое время учиться, не овладели правильными, рациональными навыками, у них не сформировалось полезных учебных привычек. Следствие — для выполнения домашних заданий, т. е. в условиях, где время не регламентировано, им приходится тратить много лишнего времени на их выполнение в ущерб здоровью; в условиях урока, т. е. в условиях, когда время регламентировано, это же проявляется снижением качества учебной работы. Во-вторых, взрослые должны четко организовывать всю систему действий учащегося, правильную их последовательность, не ограничиваясь контролем лишь за основными его обязанностями. Важно тщательно контролировать и направлять также и его отдых, проведение им досуга (об этом говорилось в предыдущей главе), чтобы отдых был не пустым времяпрепровождением, а переключением с одного вида полезной деятельности на другой.
В-третьих, взрослые должны служить учащемуся личным примером. Для формирования полезной привычки совсем недостаточно лишь объяснять, чем она хороша и полезна. Необходимо показывать учащемуся правильный способ действия и при этом по ходу его выполнения давать разъяснения, будь то подметание пола, мытье рук, вытирание пыли и т. д. При этом необходимо добиваться, чтобы ребенок не только правильно понял, что именно и как следует делать в определенной ситуации, но и упражнялся в правильном действии. В-четвертых, необходимо подкрепление полезных действий. Следует организовывать действия учащегося так, чтобы правильные его действия сразу же подкреплялись, а неправильные не подкреплялись (или порицались, т. е. чтобы их подкрепление было отрицательным). В качестве подкрепления правильных действий могут выступать: похвала, одобрение старших; непосредственное удовлетворение от результатов действия; само восприятие учащимся успешности действия. Известно, что человек склонен повторять то, что приводит к успеху, и менее охотно делает то, что к успеху сразу же не ведет. Следовательно, на начальном этапе формирования необходимого действия важно всячески способствовать достижению удачи и по возможности предотвращать неудачу. При этом важно вовремя одобрить действия учащегося при наличии выраженного стремления к правильному их осуществлению, даже если поначалу не все получается достаточно хорошо. Ни в коем случае нельзя порицать учащегося за неудачу, если он искренне стремился к лучшему, но что-то еще не получилось: наличие такого стремления — главное в достижении цели, его залог. При наличии такого стремления хороший результат дело лишь времени. Вместе с тем педагогика пока не располагает достаточно надежными и гарантированными для всех учебно-воспитательных ситуаций способами педагогического воздействия, способными побудить в учащемся такое стремление, и его надо ценить более всего.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.