Сохранение зрения
Необходимо разъяснять учащимся пользу ношения очков для сохранения зрения (предотвращение дальнейшего прогрессирования близорукости вследствие продолжающегося перенапряжения глаз) и приучать их к бережному с ними обращению. Не следует носить неисправных очков -с разбитыми стеклами или сломанной оправой, кроме того, нельзя превращать очки в предмет забавы, необходимо воспитывать у учащихся, как вынужденных носить очки, так и с нормальным зрением, понимание важности и необходимости уважения к этому предмету.Развитию близорукости способствует все, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта,- это и недостаточное его освещение, и слишком мелкий шрифт, и низкая контрастность изображения по отношению к фону, и необходимость усвоения в этих условиях значительного объема информации. Глаз — динамичный орган, он хорошо приспосабливается к разнообразным условиям зрительной работы: посредством изменения диаметра зрачка — к яркости и освещенности объекта; посредством изменения кривизны хрусталика (при этом меняется величина преломления световых лучей) — к расстоянию до объекта; посредством сведения или разведения глаз — к расстоянию до объекта (для обеспечения видения обоими глазами одновременно- бифокальное зрение). Кроме того, сама сетчатая оболочка приспосабливается к яркостным и спектральным характеристикам объекта. Однако адаптационные возможности глаза небезграничны. Проявления близорукости различны. Для учащихся любого возраста при ее развитии характерно приближение глаза к предмету занятий — книге, учебнику, тетради. Учащиеся старших классов после зрительной нагрузки жалуются на усталость, головную боль, заявляют, что видят недостаточно хорошо и просят посадить их ближе к доске. Учащиеся младших классов, неспособные к должной самооценке, становятся рассеянными, допускают много ошибок при списывании с доски, теряют интерес к занятиям. Во всех этих случаях необходимо отвести учащегося на обследование к врачу-окулисту. Чем раньше возникает близорукость, тем быстрее она прогрессирует. Число близоруких учащихся возрастает от младших классов к старшим: к VI классу примерно в три раза в сравнении с I-II, а среди оканчивающих школу частота ее достигает 25- 30%. При этом число близоруких среди учащихся школ с повышенной зрительной нагрузкой (например, с углубленным изучением иностранного языка) в полтора-два раза больше, чем среди учащихся обычных школ.
Близорукость в зависимости от ее степени ограничивает учебные и физические возможности человека. Учащиеся с близорукостью свыше 6 диоптрий освобождаются от работ, связанных с подъемом и переноской тяжестей, требующих длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз. Им противопоказаны занятия видами спорта, сопровождающимися резким перемещением тела и его сотрясением (прыжки в воду, бокс, гимнастика, акробатика и т. д.). Однако равномерная физическая нагрузка, бег, туризм, не говоря уже об утренней гигиенической гимнастике, им столь же полезны и необходимы, как и учащимся с нормальным зрением. Профилактика нарушений зрения. Солнечный свет, как уже говорилось, обладает многими ценными и необходимыми для здоровья свойствами. Он стимулирует обмен веществ, способствует лучшему развитию организма, оказывает угнетающее действие на патогенные микроорганизмы (бактерии туберкулеза, вирусы респираторных инфекций и др.). Поэтому нужно следить за тем, чтобы в помещение попадало как можно больше солнечного света.
Окна должны быть свободными от посторонних предметов, на них можно держать лишь низкорослые растения, в светлый период суток шторы на окнах должны быть раздвинуты; оконные стекла следует регулярно очищать от пыли. Если окна обращены на север или их затеняют соседние здания, близко расположенные высокие деревья, стены в комнате следует оклеивать светлыми обоями, которые равномерно отражают падающий на них свет, от чего освещенность в помещении увеличивается. Следует учитывать, что предметы белого цвета отражают 60-80% падающего на них света, предметы светлого тона (желтые, кремовые)-50-60%, темные (коричневые, красные, серые)-20-30%. Освещение считается достаточным, если мощность светильников общего освещения составляет 10-15 Вт/м2 площади помещения. Для домашних занятий учащегося должно быть отведено хорошо освещенное место у окна, свет должен падать обязательно с левой стороны: при освещении справа книга или тетрадь затемняется правой рукой, а свет, падающий спереди, слепит глаза. При недостатке дневного света или в вечернее время можно пользоваться искусственными источниками света. При этом допустимым считается смешение естественного света с любым из обоих видов искусственного — от ламп накаливания или люминесцентных ламп; напротив, нежелательным является сочетание обоих искусственных источников.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизованы для комментария.